Фотограф Стив Ласмин Творческая мастерская Анжелики Коваль
Обо мне Портфолио Услуги и цены Блог Обучение Контакты Контактные данные



Позирование с психологическим акцентом – короткие фото-истории

- статья Анжелики Коваль

Руслан - фото Анжелики КовальСегодня я хочу вам рассказать об истории трех мужских портретов. Почему именно мужских? Мне кажется, именно женщина может сделать самые интересные фотографии мужчины, равно, как и фотограф-мужчина – наилучший портрет женщины.

История первая. Руслан

Моя первая история родом из Канады, где я долго жила и с успехом работала фотографом и ассистировала фотографу. С этим парнем, Русланом, нас познакомил общий знакомый, который работал оператором и выпускающим редактором на НТВ-Канада. Руслан носился тогда с идеей интернет платформы для творческих людей. Он придумал для нее название «The Backstagers», но кроме названия и мечты у него практически ничего не было, он работал плотником на стройке. Эта платформа должна была объединить фотографов, художников, моделей, стилистов, кинематографистов, – в общем всех, кто причастен к современным видам искусств для общения, обмена идеями, поиска команд под свои проекты. Что-то вроде ModelMayhem (прим. ред.: англоязычный аналог Fashionbank'a). А так как я была фотографом, то сразу вошла в сферу его интересов, особенно, когда подкинула парочку свежих идей по разработке такой платформы.

Однако, как фотографа, меня привлекли в Руслане не его идеи, а его внешность. И не только как фотографа, раз уж наш откровенный разговор идет в психологическом русле. Он мне понравился и вообще выглядел отлично. Я предложила ему попозировать перед камерой. Поначалу Руслан отнекивался, утверждая, что понятия не имеет как позировать. Он проводил много времени в богемных тусовках, но в реальный мир моды вхож не был. Но я уговорила его попробовать, и лесть сыграла здесь не последнюю роль. Вдохновленная, я выбрала отличный «локейшен» рядом с ретрансляционными тарелками какого-то научного центра для воплощения моей задумки – сделать фотографии в стиле обожаемого мной Ньютона. Черно-белое, очень контрастное изображение, имитирующее пленку (правда, тут стоит отметить, что старичок D70 2004-го года выпуска с его «роскошным» зерном шумов и почти что плёночными цветами по-другому и не умел). Но если Ньютон боготворил женские тела, то меня, совершенно логично, волновали мужские.

Мы приехали на место съемки днем в выходные, когда в центре не было людей. Было видно, что Руслану не совсем уютно перед камерой, хотя ему и было приятно внимание красивой женщины. Когда я настроила свет, и мы начали фотографироваться он принял закрытую, несколько набыченную позу, таким, в его представлении, видимо, должен был выглядеть настоящий мачо.

Руслан - фото Анжелики Коваль

Первое, что я сделала после нескольких кадров, – это раздела его. Я часто пользуюсь таким приемом: когда человек чувствует себя неуютно, сделайте так, чтобы ему стало еще неуютнее, и тогда он поймет, как же, на самом деле, хорошо ему было до этого! Потом надела на фотоаппарат длиннофокусный объектив, – это еще один мой любимый приемчик на фотосъемке, и отошла от модели на приличное расстояние. Я могла взять его в кадр практически в полный рост. Это простейший, но очень эффективный прием. Модель как бы остается одна, фотограф исчезает из ее ближайшего окружения и появляется вакуум, которого человек уже не может стесняться – просто некого.

     Подробнее о способах психологической работы с моделями, вы сможете узнать на вебинаре Анжелики Коваль
     «Психологические приемы работы с профессиональными и непрофессиональными моделями. Основы позирования».

А потом я приказала – прыгай! Еще прыгай! Выше! Еще! Я практически не глядела в видоискатель, просто нажимала на кнопку, как только слышала писк зарядки аккумуляторов вспышки. Моей главной задачей было загонять Руслана так, чтобы он забыл позировать. Это оказалось не так-то сложно, думаю, мне понадобилось прыжков двадцать. Он, видимо, окончательно решил, что я сбрендила, и перестал сопротивляться. С каждым прыжком его лицо приобретало все более и более человеческое выражение. Не всегда удовольствия, впрочем. Я ликовала, у меня начало получаться именно то, на что я рассчитывала!

Руслан - фото Анжелики Коваль   Руслан - фото Анжелики Коваль

Руслан - фото Анжелики КовальА потом Остапа понесло. Так часто бывает, когда просто оставляешь модель в покое и лишь временами подбадриваешь криками «Отлично!», «Да, то, что надо!», и просто позволяешь ей делать что угодно, выхватывая наиболее удачные её выдумки. Руслан вошел во вкус, и решил, что может оторваться по полной, изображая это самое «что угодно». Конечно, большая часть его поз была чистым кривлянием. Но, не дав модели шанс полностью выговориться, вы и не получите от неё её истинной органики. А неудачные кадры всегда можно потом просто выбросить.

Руслан - фото Анжелики Коваль

В итоге эта съемка подарила нам море потрясающих впечатлений. Ведь для фотографа, да и, пожалуй, любого творческого человека нет ничего более приятного, чем почувствовать тот самый «акт творения» или, если хотите, «драйв от происходящего», когда ты уверен, что создаешь что-то новое и запоминающееся, воплощая свои идеи.

Руслан - фото Анжелики Коваль


История вторая. Коммерческая съемка

А вот еще одна модель и история. Этого мужчину мы фотографировали совместно с моим мужем, тоже фотографом, по заказу одного канадского кинопродакшена. Камеру держал в руках муж, но, так как он тогда еще плохо знал английский и с трудом мог говорить на нем, всю работу с моделью брала на себя я.

Мы нашли интересное место с урбанистическим видом на downtown (прим.ред.: центр города) Торонто и начали снимать. Этот человек (сейчас я уже не помню, как его звали), в своем длинном черном кожаном плаще упорно вызывал у меня ассоциации с кинофильмом «Матрица». У него было такое доброе, мудрое и немного усталое лицо. Он был уже в летах и смотрел на нас несколько снисходительно.

Я понимала его чувства: пара чудаковатых русских гастрарбайтеров с плохим английским пытаются заработать на кусок хлеба. Думаю, он согласился на эту сессию только под нажимом продюсера. Вряд ли он думал, что мы способны сделать действительно хорошие фотографии. Но он был вежливым человеком и старался не демонстрировать своего отношения слишком открыто, особенно в присутствии дамы. И мне пришла на ум мысль, что вот такой же снисходительный, но добрый, смотрит, наверное, откуда-то с вышины на нас Бог, как на неразумных, но в целом милых, детей. И я попросила нашего портретируемого раскинуть руки, словно он обнимает весь мир, словно благословляет его. И это получился именно тот кадр, который выразил всю его сущность.

Фото Анжелики Коваль

Заказчик был в восторге от нашего снимка, и мы получили крупный заказ на фото сопровождение съемок кинофильма. Наш герой, кстати, после этого уже перестал глядеть на нас свысока и с удовольствием позировал для новых сетов.


История третья. Константин

Третью модель этих историй я встретила в Москве. Это знакомый моего друга, и он не любит фотографироваться. Об этой особенности молодого человека по имени Константин я была предупреждена заранее. Собственно, потому приятель и попросил меня поснимать Костю, зная, что я обычно добиваюсь хороших результатов от любой модели. Познакомившись с этим молодым человеком я поняла в чем дело.

Эта ситуация, на самом деле, довольно распространенная, некоторые люди просто не любят гримасничать. Их лицо всегда имеет спокойное доброжелательное выражение, которое редко меняется на какое-то иное, а пластика скупа и сдержана. В жизни это прекрасно, но когда вы начинаете снимать такую модель, первый же снимок получается отлично. И второй. И все последующие тоже… но одинаковые. Человек не меняется, и как вы ни просите его выразить какую-то эмоцию или сменить выражение лица, ничего принципиально нового вы в кадре не видите. Снимать дальше просто бессмысленно, можно сделать одну фотографию, а потом сменить одежду, чтобы хоть как-то разнообразить сессию. Чтобы справится с этой ситуацией, я подобрала для съемки совершенно особенную локацию.

     Подробнее о способах психологической работы с моделями, вы сможете узнать на вебинаре Анжелики Коваль
     «Психологические приемы работы с профессиональными и непрофессиональными моделями. Основы позирования».

Мы пришли на площадку перед выходом из метро, а заодно еще и автобусную остановку (а заодно еще и закусочную Макдоналдс) непосредственно в вечерний час пик. Народу – не протолкнуться. На проезжей части пробка, люди снуют во все стороны. Я определила место для Кости прямо на бровке тротуара у светофора, как раз там, где собирается народ, чтобы перейти улицу. Стоит заметить, что я очень люблю уличную съемку, и мне толчея совершенно не мешает работать. А чтобы еще больше расфокусировать внимание модели, я дала ему в руки вспышку с указанием, куда именно ее направлять при фотографировании. Соответственно, для чего-то вроде боязни камеры или позирования у бедняги сил уже совсем не оставалось. Кадры получились довольно естественными.

Константин - фото Анжелики КовальНо мне и этого показалось мало. Отснявшись на остановке, я приглядела высокий парапет прямо напротив выхода из кафе и загнала парня на него. Моей задачей было поставить его в на столько неудобное положение, чтобы маска безмятежного дружелюбия так или иначе уступила место эмоции. Этим приемом я также пользуюсь довольно часто, и обычно людям хватает даже небольшого неудобства. Но тут был особо сложный случай.

«Подними одну ногу!» безапелляционно потребовала я. Это помогло, но недостаточно. «А теперь – тряси волосами!»

Результат был налицо! Никакой человек не может напрягаться и сохранять спокойствие в таком безвыходном идиотском положении.

Отношения между мужчиной и женщиной никогда не заканчиваются на пороге съемочной студии, пусть даже этот порог виртуальный. Можно сколько угодно уверять себя, что это только бизнес, но это будут заверения головы, в то время как у каждого из нас есть еще и тело, сердце, чувства, подсознание наконец. Вступая в отношения клиент-профессионал, люди все равно остаются под влиянием психологических особенностей своего пола, и это накладывает несомненный отпечаток на атмосферу во время съемки.

При работе с мужчиной мне, как женщине, прощалось любое странное требование к позированию (или почти любое). Эксцентричность моих задумок, видимо, списывалась на пресловутую «женскую логику». Будь на моем месте мужчина, в заказчике неминуемо включились бы оценочность, дух конкуренции, от природы сопутствующий отношениям мужчин. С большой долей вероятности на предложение поднять ногу стоя на парапете у «Макдональдс», он мог бы ответить «Эй, чувак, давай ты вот этими штучками займешся как-нибудь в другое время. А сейчас просто сфотографируй меня нормально и я пойду домой».

Фото Анжелики Коваль

Тот же принцип работает и в обратную сторону. Женщина более благосклонно отнесется к мужчине с камерой, инстинктивно ей захочется угодить ему, подсознательный флирт будет побуждать ее подчиняться даже экзотическим приказам фотографа. Если же аналогичные указания поступят от женщины, клиентка может подумать: «Эта дура что, меня за идиотку держит!»

Константин - фото Анжелики Коваль   Константин - фото Анжелики Коваль

Когда я анализирую сотни фотосессий, которые я провела сама, и тысячи, на которых присутствовала в разных качествах, я понимаю, какой это непростой вопрос - общение с моделью. И для того чтобы лучше разобраться в нём, этих коротких заметок, конечно же, недостаточно. Поэтому я подготовила вебинар на тему психологической работы фотографа с моделями как профессиональными, так и их клиентами, непрофессиональными моделями – заказчиками, где в течении трех часов буду разбирать все возможные аспекты этой интереснейшей темы. Если у вас есть желание поглубже в ней разобраться, буду рада видеть вас на своем занятии! Регистрация по ссылке.


© Анжелика Коваль, 2017.

Хотите узнать больше? - Записывайтесь на курсы и вебинары Анжелики Коваль и Стива Ласмина:
«Психологические приемы работы с профессиональными и непрофессиональными моделями. Основы позирования» и «Практика цвета: расширенный курс» - индивидуального обучения и занятия в микрогруппах по 2-3 человека.

Психологические приемы работы с профессиональными и непрофессиональными моделями. Основы позирования - вебинар Анжелики Коваль    и    Практика цвета: расширенный курс



Друзья! Если Вы хотите оперативно получать информацию о выходе новых видео-уроков, статей, других новостях и ближайших учебных мероприятиях подписывайтесь на рассылку!