Фотограф Стив Ласмин Творческая мастерская Анжелики Коваль
Обо мне Портфолио Услуги и цены Блог Обучение Контакты Контактные данные



Идеальное тонирование за три простых шага

- обучающая статья Анжелики Коваль

Зачастую, когда разговор заходит о популярной теме тонирования изображения, даже маститые мастера начинают путаться в терминах и растекаться мыслями по ветвистым стволам околохудожественных дерев, силясь объяснить как же именно, исходя из каких принципов, они добиваются модного тонированного вида своих фотографий.

Очень легко в этой теме уйти в пространные рассуждения об эстетике так и не дав читателям (слушателям) никаких конкретных навыков работы с тонировкой. Но по этому пути мы не пойдем. Я покажу вам простую и ясную последовательность шагов, которые приведут вас к пониманию базовых принципов создания тонированного изображения.


Идеальное тонирование - статья Анжелики Коваль по темам колористика и композиция

Усвоив этот алгоритм действий вы сможете быстро и качественно добиваться наилучшего результата от своих фотографий, придавая изображению выразительность и гармонию вне зависимости от того, на сколько удачна была ваша исходная фотография.

Возьмем в качестве примера одну из пристрелочных фотографий съемки, сделанной для рекламной компании бренда Schwarzkopf в 2006 году. Перед нами стояла задача выразить идею яркости и энергичности, присущей молодежной линии продуктов компании. На исходной фотографии мы получили мягкий золотистый оттенок всего кадра, красивый сам по себе, но излишне мягкий для той задачи, которая перед нами стояла, - такой оттенок больше подходит для свадебной или семейной фотографии, нежели для яркого рекламного образа. Исправить этот недостаток можно с помощью грамотного тонирования при постобработке.


Идеальное тонирование - статья Анжелики Коваль по темам колористика и композиция

Но перед тем как начать тонировать фотографию, нужно понять, какие основные цвета присутствуют в изображении и по возможности их очистить. Для этого необходимо выставить формально правильный баланс белого (цвета, которые мы получим при таком балансе белого далеко не всегда будут максимально приятными визуально, но это даст нам возможность понять, что делать с изображением дальше).

В результате получим:


Идеальное тонирование - статья Анжелики Коваль по темам колористика и композиция

Теперь, когда подготовка закончена, перейдем непосредственно к тонированию.

ШАГ ПЕРВЫЙ: определение исходных опорных точек цветовой гармонии нашей картинки и выделение наиболее контрастного из этих цветов.

На данном этапе нам не избежать работы с так называемым цветовым кругом Иттена.


Круг Иттена - Идеальное тонирование - статья Анжелики Коваль по темам колористика и композиция

Для данной фотографии выберем три основных цвета, взятых непосредственно с изображения.


Идеальное тонирование - статья Анжелики Коваль по темам колористика и композиция

Расставим полученные нами цвета на цветовом круге.


Идеальное тонирование - статья Анжелики Коваль по темам колористика и композиция

И, таким образом определив опорные точки, найдем четвертый дополнительный к ним цвет, который не присутствует в данном изображении, и искусственно привнесем его в картинку. В данном случае - это синий.

Подробнее о том, как подобрать дополнительный цвет и использовать круг Иттена на практике, а также о двух дополнительных способах гармонизации: через черный и через белый, Вы можете узнать на вебинаре Анжелики Коваль «Колористика».


Идеальное тонирование - статья Анжелики Коваль по темам колористика и композиция

ШАГ ВТОРОЙ: гармонизация основного цветового пространства изображения на основе одного из приемов, через черный, через белый или через произвольно заданный цвет. В данном случае под гармонизацией я всегда подразумеваю сближение всех цветов фотографии, не трогая, однако, их светлотных соотношений между собой. Эту задачу можно решить либо одновременно затемняя все поле фотографии (за исключением выделенных маской областей с выбранным заранее контрастным цветом), либо осветляя, либо накладывая словно фильтр какой-либо произвольно выбранный цвет.

В нашем примере мы используем последний тип гармонизации через произвольно выбранный цвет, а именно синий, который мы вычислили при помощи круга Иттена.


Идеальное тонирование - статья Анжелики Коваль по темам колористика и композиция

В нашем примере контрастными цветами были выбраны желтый и красный, потому что они находятся в композиционном центре фотографии. Все остальное пространство фотографии было тонировано синим. Необходимо отметить также такой нюанс, что при тонировании синий не накладывался на кожу человека, чтобы сохранить ее естественный цвет.

Подробнее о том, что такое композиционный центр фотографии, чем он так важен, как он связан с человеческим восприятием изображения в целом и какими выразительными способами и приемами его можно дополнительно акцентировать, Вы можете узнать на вебинаре Анжелики Коваль «Композиция: формула красоты».

ШАГ ТРЕТИЙ: задание оптимального цветового и тонального контраста между избранными областями. Как правило с целью усилить эмоциональное воздействие фотографии на зрителя выделенный контрастный цвет я дополнительно усиливаю по яркости, заставляя звучать особенно отчетливо. Этот прием особенно хорош при «спасении» вялых, скучных по колориту фотографий, где композиционный центр слабо обозначен или не выявлен вовсе, создавая таким ярким цветовым пятном не только дополнительный насыщенный колорит, но и поправляя композиционные промахи.

В нашей фотографии нет композиционных промахов. Поэтому мы не будем дополнительно усиливать желтый на майке и красный на шортах юноши, но зато найдем зоны этих же цветов на остальной части кадра – это маленькие точки сигнальных фонарей на припаркованных автомобилях и отражения машины в стекле дома за спиной модели. Именно их мы усилим по яркости для поддержки композиционной гармоничности изображения.

Также для дополнительной гармонизации изображения увеличим контраст. Тонированные области затронем при этом несколько больше, чем зоны выбранных нами контрастных цветов.


Идеальное тонирование - статья Анжелики Коваль по темам колористика и композиция

Во время работы с цветовым кругом мы обратили внимание на то, что точка красного выходит за идеальный прямоугольник, который мог бы быть образован четырьмя цветами: желтым, зеленым, синим и мажентой. Чтобы сделать наше изображение идеальным по цвету, искусственно пододвинем цвет красных областей в сторону маженты.


Идеальное тонирование - статья Анжелики Коваль по темам колористика и композиция

Совершенно очевидно, что теперь наша фотография стала ярче, модель «оторвана» от фона, цвета одежды как бы горят, что придает изображению дополнительную динамику, живость, изюминку. По сравнению с первоначальным вариантом оно выглядит более применимым к нуждам рекламной компании. Таким образом, мы добились поставленных перед нами задач.

© Анжелика Коваль, 2015.

Хотите узнать больше? - Записывайтесь на вебинары Анжелики Коваль «Композиция» и «Колористика»!

Композиция: формула красоты - вебинар Анжелики Коваль    и    Колористика - вебинар Анжелики Коваль



Друзья! Если Вы хотите оперативно получать информацию о выходе новых видео-уроков, статей, других новостях и ближайших учебных мероприятиях подписывайтесь на рассылку!