На всех изображениях, которые мы рассматриваем, мы различаем, в том числе, и формы организованные каким-то образом на плоскости. Одни изображения, при этом, нам нравятся больше, а иные мы находим уродливыми и стремимся отвести от них взгляд. Иногда, конечно, и в уродстве есть нечто притягательное, когда, например, сюжет фотографии на столько интересен и важен для зрителя, что он будет на нее смотреть не зависимо от того, гармонична она в композиционном плане или нет. Однако же, в основном нам хочется смотреть на красивые изображения и это неоспоримый факт. Пропорциональная и гармоничная картинка безусловно способствует наилучшему зрительному восприятию и захватывает внимание человека на долго.
Глаз как бы отдыхает, находя картины радующие его, отвечающие нашему врожденному (природному) чувству прекрасного. Но вы можете сказать, что разным людям кажется красивым разное и как угодить всем? На это я отвечу, что это утверждение лишь на первый, поверхностный взгляд кажется правильным, однако, если убрать тонкую корочку культурных различий в воспитании разных людей, то базовые принципы изначальной, заложенной во все живое (и человека в том числе) Природой гармонии едины и для всех одинаковы. А что самое радостное, они были открыты и поняты уже давно и нам, можно сказать, преподнесены на блюдечке с голубой каемочкой, как и завещал великой комбинатор! Осталось только их взять и применить на практике.
Если о Золотом сечении слышали все, то вот о другой математической модели знают уже не многие фотографы, и еще меньшее количество пользуется этим, на самом деле простым и удобным, инструментом на практике.
Числа Фибоначчи это такой ряд чисел, в котором каждое следующее число является суммой двух предыдущих: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144 и так далее до бесконечности. Для нас же представляет особую ценность графическое выражение этого ряда перенесенное на плоскость. Если расположить рядом два квадрата, а сверху к ним присоединить еще один квадрат, но уже со стороной равной сумме сторон двух первых квадратов, мы автоматически получаем прямоугольник со сторонами в пропорциях Золотого сечения (то есть мы начинаем рисовать числовой ряд с двух единиц и двойки 1,1,2). Если к полученному прямоугольнику (его большей стороне) присоединить еще один квадрат, то у нас снова получится прямоугольник со сторонами стремящимися к пропорциям Золотого сечения, но уже большего размера (цифра 3 числового ряда). И так далее в прогрессии.
Чем дальше раскручивается спираль Фибоначчи, тем ближе она к пропорциональному идеалу. Эта разница уже на столько мала, что визуально теряет свое значение, оставаясь в области чистой математики.
Очень интересно, не правда ли? Но зачем нам, фотографам, это все нужно? Спросите вы.
Целостный образ всегда состоит из частей разного размера, находящихся в определённом соотношении между собой и целым произведением.
Золотое сечение - высшее проявление совершенства целого и его частей в науке, искусстве и природе, а спираль Фибоначчи наглядно показывает простой и удобный путь организации любых элементов на плоскости и в пространстве, который ведет к получению гармонических соотношений между ними словно единый закон природной гармонии, управляющий всем живым, в том числе и восприятием прекрасного у нас, у людей.
Подробнее о том, как на практике использовать теоретические основы комозиции, Вы можете узнать на вебинаре Анжелики Коваль «Композиция: формула красоты».
Убедитесь сами. Если мы проведём плавную линию через углы наших квадратов, то получим ни что иное, как спираль Архимеда, увеличение шага которой всегда равномерно.
Движение по спирали присутствует кругом в мироздании, как в живой, так и в не живой природе. Даже основа жизни человека - спираль ДНК.
Это движение (явное или прослеживаемое подсознательно) всегда воспринимается человеком как проявление высшей гармонии.
Просто располагая элементы изображения на плоскости фотографии в соответствии со спиралью Фибоначчи вы автоматически организовываете свою композицию идеальным образом. У вас сам собой складывается композиционный центр в точке 1,1, 2 и расходящиеся от него к периферии листа дополнительные элементы.
© Анжелика Коваль, 2015.
Хотите узнать больше? - Записывайтесь на вебинары Анжелики Коваль «Композиция» и «Колористика»!
и
|